Краткое методическое руководство "Как быстро снять алкогольную интоксикацию, вызванную употреблением чрезмерного количества информационных мемов"
…ничто не продается так хорошо, как грамотно расфасованный и политически корректный бунт против мира, где царит политкорректность и все расфасовано для продажи.
(В. Пелевин)
«От своего молодого человека я заразилась foursquare…»
(правда жизни)
Любишь читать вКонтакте? Жалуешься в Твиттере? Хипстер, ты опять как все!
(констатация факта)
Почему большое количество информационных мемов вредно:
v Информация, приходящая к вам в перепостах, по достоверности ничем не отличается от экрана телевизора, только вызывает больше доверия и меньше критики, потому что ее источником считаются друзья, к которым она тоже неизвестно откуда попала.
v Вы сегодня попадаетесь на простые манипуляции – перепостите милого зайчика, завтра – купитесь на агитацию и продадите Родину.
v Заспамите новостную ленту своих друзей, родственников, учителей, учеников, друзей родителей, коллег – что они будут думать о вас?
Несколько простых памяток для повседневного употребления просветленным пользователем информации:
v Старайтесь чаще отслеживать свое эмоциональное состояние (вообще по жизни полезно).
v Некоторые заболевания передаются при близком контакте, например, при посещении стены вашего друга.
v Передача информационных паразитов происходит половым путем.
Правила поведения при встрече с информационным мемом:
Если у вас при чтении информации возникли сильная эмоциональная реакция и желание нажать кнопочку «лайк» и отобразить эту новость в ленте всех ваших друзей, знакомых, коллег, учителей, учеников и ниже по списку, то есть вы попали под влияние сетевых троллей, то:
v Немедленно сделайте 10 глубоких вдохов и выдохов. Откройте какую-нибудь книгу, журнал или просто другой сайт и прочитайте полстраницы. Вообще – заставьте себя прочитать текст, состоящий более чем из 2х абзацев. Если вы в офисе, то не поленитесь и сходите налить себе чай / кофе. Замерьте свой пульс.
v Если вам все еще хочется поставить «лайк», отодвиньтесь от компьютера, закройте глаза. Две минуты поразмышляйте смерти или хотя бы подумайте, будет ли это важно, например, через год.
v Проверьте данную информацию на правдивость. Для начала подумайте о том, хорошо ли вы разбираетесь в этом вопросе. Является ли ваш друг (если это и правда ваш друг, а не случайный знакомый, которого вы видели 1 раз 3 года назад) экспертом в этом вопросе?
Потратьте время и прочитайте «Пособие для провокаторов и не только Или Как организовать виртуальный беспредел сумбутов в Крыжополе». Это даст вам наглядное представление, как конструируется внешне достоверная информация, которую не возникает желание перепроверять, а также почему и как организуется ее легкое вирусное распространение в сети.
Цитируем:
• «Информация, получаемая по неофициальным каналам, воспринимается как более достоверная, чем официальные новости, ибо "власти скрывают"».
• «Полуправда всегда лучше откровенной лжи, так как вместе с одной половиной другую съедают гораздо проще».
• «"Неиспорченный телефон" (неосознанное искажение информации при многократной передаче ее по цепочке) иногда работает лучше испорченного, ибо подхвативший "вирус информации" человек сам распространит его далее, дополнив ее по своему вкусу».
• «Грамотно прикрытого виртуала изобличить сложнее, чем кажется».
И не забывайте примечание авторов: «авторы в курсе, что реальный Крыжополь находится в Винницкой области, недалеко от границы с Румынией. Также можем обратить внимание на отсутствие в нашей реальности национальности "сумбут"».
v Если вам все еще хочется поставить «лайк», подумайте, а что бы, увидев такую информацию, сказала ваша учительница по физике / химии / географии / биологии / математике (если вас когда-то учили данным предметам).
Знаменитая фотография под названием «Снимки NASA. Вырубка лесов в Америке. Разница в 34 года» давно путешествует по сети.
Обычные комментарии:
- «Пенза 10 лет назад считалась самым зелёным городом России... Сейчас деревьев в городе не осталось, а по области активно всё рубят под застройки...»
- «Печальная правда, вот поэтому сейчас еще 65-ое февраля. Вырубка лесов и засирание планеты даром не пройдет, для нас»
Комментарии людей, обладающих навыком рефлексии и хотя бы небольшими знаниями школьного уровня:
- «Что-то США на север уехали и стали больше»
- «Только сейчас заметил, почему Америка увеличилась до размеров Пангеи?»
v Вспомните аналогичные случаи в недавнем прошлом, свидетелями которых вы были.
Те, кто живет в Петербурге, и каждый день пользуется компьютером, стиральной машиной и холодильником, должны помнить 2008 год и информационную «утку» о взрыве на ЛАЭС, когда в одночасье из всех аптек исчез йод, а больницы заполнились пациентами с йодным отравлением.
Злоумышленники использовали технологию звонков и смс с «левых» телефонов, информировали о взрыве заведующих школ, детских садов. При попадании информации в сеть она стала распространяться по взрывному типу самими читающими.
В то время как (например): Опрошенные «Фонтанкой» эксперты-энергетики заявили, что наибольшего недовольства планами «Росатома» по строительству новых атомных станций на Северо-Западе, в том числе ЛАЭС-2 и особенно – АЭС в Калининграде, можно ожидать от литовских коллег – потому что при появлении Калининградской генерирующей мощности разрушаются планы по строительству новой атомной станции в Литве – она будет построена позднее, а рынок сбыта электроэнергии в этой части Европы ограничен.
А в 2004 году жертвами подобной провокации стали жители Приволжского федерального округа, встревоженные слухами о якобы произошедшей аварии на Балаковской АЭС.
v Вспомните сами или найдите в интернете аналогичные исторические случаи. Попробуйте проанализировать их в отношении полученных результатов.
v Погуглите что-нибудь содержательное по поводу волнующего вопроса, обратитесь к Википедии. Постарайтесь выяснить, возможно ли что-то подобное вообще с точки зрения логики физических / психических / исторических процессов.
v Смотрели ли вы когда-нибудь рекламу по телевизору? Если да, то вспомните свои чувства при ее просмотре. Всегда ли просматриваемся реклама вызывает у вас желание купить то, что она рекламирует? Бывает ли так, что реклама раздражает вас своей назойливостью?
v Посмотрите последние 10 сообщений на своей стене. Если они на одну и ту же тему, задумайтесь. Честно ответьте себе на вопрос: интересно ли вам самим их читать?
v Поймите, что люди, активно действующие в сетях, пользуются безнаказанностью и фактически не отвечают за свои действия, по крайней мере, не так, как представители официальных СМИ.
v Если информация касается обвинений в адрес какого-либо человека, подумайте, а нельзя ли применить те же обвинения и к самому себе.
v Проанализируйте, почему вас задевает читаемый пост. Например, вспомните, какой точки зрения придерживались ваши родители. Вы поддерживаете ее или придерживаетесь мнения против? Подумайте, нет ли в вашем личном опыте такого случая, который делает данную информацию чрезмерно значимой для вас лично в такой степени, что вы не можете рассуждать в полной мере адекватно.
v Вспомните, есть ли у вас друзья, у которых нет аккаунтов в социальных сетях. Если да, то узнайте у них, как они живут и чем занимаются.
v Заведите себе друга, обладающего рефлексией. Обратитесь к его разуму в трудную минуту.
v Подумайте, достойна ли информация, которую вы перепостили, того, чтобы вы перепечатали ее вручную.
v Попробуйте добавить в перепост хотя бы 3 слова комментариев от себя.
v Соблюдайте режим информационной тишины. Попробуйте не делать перепостов хотя бы в течение суток.
v Закройте вКонтакте, Фейсбук. Наконец-то поработайте.
Упражнения для самостоятельных занятий:
v Если вы не верите тому, что написано в данной методичке, попробуйте сами сочинить историю, которую охотно перепостят ваши друзья.
v Потратьте 2 часа вашего времени на оценку новости так, как это делают хорошие pr-аналитики. Попробуйте отделить то, как она сделана, от сути вопроса. Различите форму и содержание. Попробуйте написать несколько вариантов того, кому может быть выгоден ажиотаж вокруг этой информации.
v Зайдите на блоги, например, Однако.орг или Новая газета. Попробуйте поучаствовать в дискуссиях, выражая мнение как «за», так и «против» какой-либо высказанной позиции.
v Напишите сказку, а лучше страшилку на тему коммуникации в социальных сетях. Если не получается, просто продолжите стихотворение «Девочка Маша читала Фейсбук…».
См. также:
v «Теория большого взрыва». Сезон 4 серия 20 (Эмми и Шелдон проводят социальный эксперимент на друзьях, выясняя, каким образом распространяются сплетни)
v «Начало»
v С. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»
v А. Никонов «Управление выбором»
v Территория дофаминовых наркоманов