Планы Онтологического верстака на 2015/2016 год

В 2015/2016 учебном году по итогам Котлов-2015 принято решение не различать Онтологический Верстак и Школу аналитики, ставить перед ними общие задачи.
Организационная форма Онтологического верстака остается прежней. Он включает Школу аналитики, которая проходит как первая часть философского семинара Онтологический верстак с 13.00 до приблизительно 17.00-18.00, и собственно философский семинар с 17.00-18.00 до 21.00. Занятия проходят один раз в месяц по воскресеньям. График занятий формируется на 2-3 месяца вперед.
Кроме того, в структуру Верстака будут включены доклады держателей отдельных идей и направлений, которые будут проходить до общего начала занятий, с 10.00 до 13.00.
Существует возможность подключения к занятиям дистанционно.
Стратегические задачи, стоящие перед Онтологическим верстаком:
1. Пределы познания.
1.1. Морфинг и время – пределы понятий. Можно ли выйти «за Европу», за пределы европейской концепции времени-развития?
Всякое ли время – грамматика пространства?
Здесь нужно заметить, что мысленные эксперименты с машиной времени дали два типа решений для времени: азимовское (мировые линии и окна выбора – здесь же Громова-Нудельман, «Назад в Будущее» и т.д.) и лазарчукское («Гиперборейская чума» – время представляет собой поток, русло, в принципе, можно изменить, но это – сложная работа, а не отдельное азимовское МНВ – минимально-необходимое воздействие, приводящее к МОР – максимальной ожидаемой реакции).
Азимовская модель системна. На ее основе сделано дискретное сценирование.
Модель Лазарчука носит средовой характер, и с ней связано континуальное сценирование.
Есть ли сферное время?
Алгебра сфер и сферная задача.
Отдельная тема: морфинг и клеточные автоматы.
1.2. Пределы и границы цивилизации. Как выйти за пределы процессов?
2. «Новый квантмех» (опечатка «кантмех») – квантовая механика макроскопических процессов (Пригожинская квантовая механика), состояния вещества при высоких температурах и высоких давлениях (ядро земли), водородный газ при высоких температурах и давлениях.
Котлы:
Последняя «ночная смена»: тема макроскопические явления, не объясняемые или плохо объясняемые современной физикой. Обсуждалось:
• Магнитное поле Земли.
• Магнитное поле планет.
• Магнитное поле спутников.
• Правило Тициуса-Боде.
• Движение материков.
Кратко – основные гипотезы:
• «Смазка» между корой и астеносферой.
• Магнитная левитация над сверхпроводником.
• Водородные потоки (раствор водорода в металле).
• Вихревые структуры в мантии.
• Другие состояния вещества (возможно, с непрерывной группой симметрии) – принцип пороговой сложности и Пригожинские квантовые эффекты.
• Мантия (ядро), как мезоскопическая среда.
• Самоорганизация, как Пригожинский эффект,
то есть, кроме известного (в центре принцип пороговой сложности, вверху принцип трансграничности, внизу принцип неопределенности, слева законы термодинамики, справа принципы самоорганизации), есть и диагонали – справа внизу лежат Пригожинские квантовые эффекты, слева вверху термодинамика метаверсумов, слева внизу и справа вверху <????>.
Следствия по городам: город подошел к порогу сложности, в его сверхплотной социальной среде уже наблюдаются сверхтекучесть и сверхпроводимость. Сверхтекучесть городской среды (в частности, потока автомобилей) как форма самоорганизации.
2.1. Как разворачивались квантовые технологии?
2.2. Платоновская и сократовская наука?
Работа с балансом или квазибалансом: Аристотель – Платон – Сократ (и далее – вся «призма Шилова»).
2.3. Метаоператоры.
Метаоператоры и квантовый подход.
Метаоператорная алгебра, как рефлексивное зеркало.
3. Новое поколение учебников.
3.1. Базовая тема: создание учебников по данной (мета)дисциплине, например, физике – есть прочтение мира.
Мир нужно читать заново каждые «сколько-то там лет», примерно, раз 10 – 20 лет. Это прочтение – создание учебников, начиная с ранней школы, заканчивая ВУЗовскими и постВзовскими. Нечто вроде знаменитых «supplement series» «Physical letters», но не тематический подход, а общая сборка (мета)дисциплины:
• физика сегодня – это …
• Нерешенные проблемы – …
• Стратегические направления исследований – …
• Угрозы – ….
• Вызовы – …
Далее собирается картина мира, фиксируются продвижения за «турн» (темп, шаг развития), фиксируются вызовы и угрозы, составляется список «проблем Гильберта» для следующего поколения, вступающего в исследования.
3.2. Здесь возникает отдельная содержательная задача: (гео) или (астро)планетраный канон.
Требование к канону: одновременность наблюдения и делания, то есть – особая форма рефлексивного оператора.
4. «Темная языковая материя».
4.1. Разные поколения и разные культуры видят мир по-разному (очевидно). Не очевидно, что одни и те же слова у них обозначают разные понятия и еще более неочевидно, что это вообще не рефлектируется никем. В результате возникают целые семантические здания, которые не видны, не рефлектируются или рефлектируются неправильно.
Еще более неприятно, что мы не видим ряда явлений (процессов и т.д.), поскольку для них либо вообще нет слов, либо слова, которые могли бы (и должны были бы) использоваться для их обозначения, «заняты» для обозначения других явлений – «заместителей», «маскировочных понятий» и т.п.
4.2. Отдельно обозначим проблему макропонятий. Их список постепенно расширяется: Человечество, Земля / Номос / Космос, Время / Морфинг / Причина-Следствие, Экономика / Хозяйство / Природопользование...
Вопросы:
• Можно ли определить термин «макропонятие», или же он в принципе неопределим?
• Если – последнее, то есть ли другие принципиально неопределимые термины?
• Не является ли это языковым воплощением алогий?
• Как работать с макропонятиями?
4.3. Отдельная тема: метабъекты и мета-законы.
4.4. Отдельная тема: протоколы обмена данными.
4.5. Отдельная тема: искусственные языки.
4.6. Отдельная тема: алгебра схем и математическая семиотика.
Вопросы и дополнительная информация по тел.: 8-921-328-71-87 или по e-mail: info@sociosoft.ru.