Социософт
«Социософт»

— это обучение, исследовательская и издательская деятельность в области форсайтных исследований, социальных и гуманитарных технологий, психологии.

О противоречиях, демографии и поколениях

Теги: демография, смысл жизни

Мне довольно жутко писать этот текст, т.к. есть ощущение, что я "путаюсь в показаниях", катастрофически не хватает времени,  знаний и языка, чтобы систематизировать и описать наблюдения и размышления.

Основное противоречие, которое просматривается - между биологическим и ценностным уровнями организации личности (ох, кажется, я половину терминов перевираю). 

Демография в том виде, в каком она существует сейчас, сосредоточена на биологических аспектах жизнедеятельности человека. 

В то же время рождаемость (и, в определенном смысле, смертность) определяется далеко не только биологическими факторами, а еще и психологическими (цели, задачи, смысл жизни, уровень удовлетворенности, мода и т.д.).

В результате мы имеем ряд повседневных практик, управленческих практик, сконструированных и реализуемых с учетом либо одного, либо другого уровней, и очень редко когда учитываются оба сразу. Простейший пример: управление через сведение работника до уровня, по сути, автомата, в противовес управлению, ориентированному на "самоактуализацию и самореализацию". Часто оба способа оказываются задейстованы на одном человеке: во время рабочего дня он - "автомат", а после работы - "самоактуализирующаяся личность", принадлежащая к "сообществу". 

В то же время "условия игры" меняются: увеличение продолжительности жизни, увеличение уровня жизни, в ближайшей перспективе - машины, конкурирующие с человеком, резкое расслоение профессиональных практик, выдвижение новых требований и все больше попыток взять под контроль именно биологическую составляющую жизни человека, внедрение в бытовую повседневную практику "прикладных психотехник", изменение структуры сообщества. 

Все это оказывает влияние на повседневные практики - выбор партнера, выбор профессиональной траектории, выбор референтной группы, организация питания-досуга-частной жизни, планирование и "образы будущего", планирование семьи и рождения детей, отношение к детям. Те практики, которые приняты и описаны на сегодняшний день, часто "не работают", т.к. были сформированы в мире, живущем сельскохозяйственными циклами (а не, допустим, промышленными и маркетинговыми), при другой продолжительности жизни. Пример: возрастные периодизации (кроме Эриксоновской) охватывают период до пубертата. Новообразования зрелости и старости нам мало известны. И встает много вопросов,например: что делать со стариками? 

Эти практики будут претерпевать серьезные изменения и переосмысление, причем массово. Индивид решает в течение жизни несколько задач (дабы соответствовать требованиям, которые выдвигает общество): 1. Реализовать "себя", "найти себя", "выразить себя" (где? Как? посредством чего?) 2. Соответствовать определенным стандартам, которые существуют вокруг (уровень потребления, уровень доходов, соблюдение ритуалов, соблюдение стандартов внешнего вида и т.д.

Второе противоречие - между требованием достижения "максимальной свободы", возведенной в культ, и требованием жесткого соблюдения требований, соответствия обозначенным выше стандартам. 

Третье противоречие - между социальной структурой мира людей и социальной структурой, в потенциале включающей в себя искусственный интеллект, роботов, сложные технологические (и биотехнологические) объекты  как более или менее полноценных субъектов. Уже сейчас, например, практики общения и переживания эмоций у подростков, включенных в полноценное общение с гаджетами, отличаются от практик, которые существовали у моих ровесников. Психотехнологические влияния тут тоже очень сильны: формы выражения чувств, мыслей оказывают серьезное влияние на повседневные практики (кажется, я повторяюсь). 

Вывод. 

Возможно "взрывное" возникновение новых мифологий - как фиксация существующего и будущего опыта повседневных практик; сегментирование населения планеты по "старым новым" принципам: в зависимости от принадлежности к определенной профессии, а стало быть, и образу мышления; сегментирование по ведущим ценностям и принципам взаимоотношения с технологиями, по базовому ответу на вопрос "что значит для меня быть человеком?" - с подробной проработкой соответствующих практик, вплоть до их сакрализации; появление отдельного класса профессий - так называемых "толмачей", которые занимаются переводом с субкультурного на субкультурный; вместе с тем - увеличение количества локальных конфликтов, поиск некой объединяющей "платформы" как стабилизирующей;  возникновение ряда концепций, описывающих этапы жизни человека целиком, от рождения до смерти, и выдвижение соответствующих требований на каждом этапе; резко возрастет потребность в научной организации жизни человека - как ответе на конкуренцию со стороны машин.

 

Автор: Светлана Калинина.

Добавить комментарий