Социософт
«Социософт»

— это обучение, исследовательская и издательская деятельность в области форсайтных исследований, социальных и гуманитарных технологий, психологии.

Вольная беседа о демографии на онтологической лавочке-1 (гриф ВБОДНОЛ-1)

Теги: демография, форсайт, форсайтные исследования, форсайт поколений

Мы беседуем текстами и так исследуем подходы к теме демография, поколения и кое-чего еще…

Света: Демография в том виде, в каком она существует сейчас, сосредоточена на биологических аспектах жизнедеятельности человека.

В то же время рождаемость и, в определенном смысле, смертность, определяется далеко не только биологическими факторами, а еще и психологическими – цели и задачи современного общества, смысл и качество жизни живущего, и, даже – мода. В том числе мода на идеи.

Лена: Обсуждая с христианами темы рождения и смерти, я нашла подтверждение твоего тезиса – рождение души, второе – рождение в вере имеет большее значение, чем физическое рождение. А что касается смерти, то это счастливый день – день встречи с Создателем! В беседе с атеистами тоже нет-нет, да и проскакивает понимание, что тело, разум и общество, достижения в них – это еще не все и далеко не все. 

Света: Но, оглянувшись вокруг, мы имеем дело с повседневными социальными практиками, сконструированными и реализуемыми с учетом либо физического, либо духовного уровней, и очень редко учитываются оба сразу.

Лена: Это все равно что все мерять уровнем жизни, а его измерять как ВВП на душу населения. Ясно одно, что "если вы не живете (духовной жизнью), то вам и не умирать", но и не жить, последнее – важно… Трансгуманисты все решили про бессмертие, но они ничего не пишут про второе рождение – в вере. А для такого рожденного – бессмертен Бог, и вечная жизнь даруется им через покаяние и периодический страшный суд, кстати.

Света: Рассмотрим действительность без всякого суда, пока, например, управление сегодня работает как сведение работника до уровня, по сути, автомата, в противовес словесному манипулированию, ориентированному на "самоактуализацию и самореализацию". На одном человеке это выглядит так: во время рабочего дня он – "автомат", а после работы – "самоактуализирующаяся личность", принадлежащая к "сообществу". 

Лена: Похоже ты нащупала некий качественный показатель для демографии, определяющий  соотношения механистического и творческого в труде, ну, и неплохо бы иметь в обществе проектность, которая ложится на это противоречие, иначе проживет такой "полуавтомат" недолго и "показатели" нам попортит.

Света: В то же время внешние "условия игры" меняются: налицо увеличение продолжительности жизни, увеличение уровня жизни, в ближайшей перспективе –  появятся машины, конкурирующие с человеком. Еще  происходит резкое расслоение профессиональных практик, выдвижение новых требований к "оператору".

Лена: Что это, развитие или подчинение чьему-то предписанию? И никакой духовной составляющей здесь не предвидится? Кроме секуляризации, под которой понимают и безверие людей, и смерть Бога, и диктат науки и вместе и поврозь…

Света: Ну да, наблюдается  все больше попыток взять под контроль именно биологическую составляющую жизни человека, внедрение в бытовую повседневную практику "прикладных психотехник", которые не несут "психо", зато в изобилии подсказывают телу, как расслабляться, напрягаться, тренироваться на…

Все это оказывает влияние на социальную жизнь ч выбор партнера, выбор профессиональной траектории, выбор референтной группы, организация питания-досуга-частной жизни, планирование и "образы будущего", планирование семьи и рождения детей, отношение к детям.

Лена: То есть ты хочешь сказать, что мода на развитие тела, на некую автоматичность убеждений и на способ занятости и досуга сегодня полностью съела сакральность, тайну: браки уже не заключаются на небесах? Друга Бог не посылает тебе, как спасение? Душа ребенка не решает появиться на свет у таких-то родителей? Мы не приходим в этот мир учениками?

Света: Ну не все так плохо, ведь те практики, которые приняты и описаны на сегодняшний день, часто "не работают", они были сформированы в мире, живущем сельскохозяйственными циклами, а не, допустим, промышленными и маркетинговыми, и действовали они при другой продолжительности жизни. А новые сшиты на живую нитку слов, а не традиций… Возрастные периодизации (кроме Эриксоновской) в известной мере охватывают период до пубертата. Про зрелость и старость нам мало известно. Что делать со стариками, если они умнее и энергичнее молодых? Что делать со зрелыми по возрасту играющими в юность безответственности?

Лена: Вот за этим мы хотим исследовать и переосмыслить поколения, они получатся у нас разновозрастными и поименованными началами иного, основаниями или хотя бы канонами по В. А. Никитину.  Получится не схема еще, но пестрая картинка на доске, где, например, в показатели сравнения попадет сжатие времени или сложность мира, в котором поколение живет. Возможно поколение виртуальных городов… Оно есть или нет?

Света: Про города не знаю, а вот практики жизни очевидно будут претерпевать серьезные изменения и переосмысление, причем массово. Индивид решает в течение жизни несколько социальных задач: 1. Реализовать "себя", "найти себя", "выразить себя" (где? как? посредством чего?), 2. Соответствовать определенным стандартам, которые существуют вокруг (уровень потребления, уровень доходов, соблюдение ритуалов, соблюдение стандартов внешнего вида и т.д.).

Лена: Это какой-то очень ужасный индивид, не похожий на моих знакомых. Но, наверное, ты имела ввиду взрослость по эпохе Петра I: уметь жить с собой, уметь жить с другими, уметь заработать на жизнь и уметь жить с Богом или в его отсутствии… Иначе твой индивид так человеком ни разу и не побудет, если всю жизнь будет только соответствовать нормам, то есть культуре…

Света: Это наезд! Мы пока про человека общественного…

Лена: !

Света: Сегодня наиболее значимое противоречие: между декларируемой демократическим обществом "максимальной свободой", возведенной в культ, и требованием жесткого соблюдения правил и стандартов.

Лена: Я жила в империи и в правовом государстве, в империи свободы мысли было больше на порядок, в правовом государстве больше свободы слова. Но слова сильно управляемы с помощью грамматик Медиа, читающие люди, не забывшие, как верить слову, часто попадают в ловушку. Противоречие вижу, признаю. Будем думать о проектностях, положенных на него. Пока менеджеры и маркетологи из "демократии" с инженерами из "империи" не замирились. Но те, кто пришли после, не значит, что ЗА. Известно из опыта, что хороший инженер стать продажником может, а самый лучший менеджер не станет инженером. 

Света: Еще это не решили, а уже третье противоречие нарождается ч между обществом людей и социальной структурой, в потенциале включающей в себя искусственный интеллект, роботов, сложные технологические (и биотехнологические) полисубъекты. Уже сейчас, например, практики общения и переживания чувств у подростков, включенных в полноценное общение с гаджетами, отличаются от практик совместности, которые существовали у моих ровесников.

Лена: Здесь потребуется два исследования: что инвариантно для мира гаджетов и мира "безгаджетов" в практиках совместности и что различается, без ярлыков хуже-лучше? Есть и второй вопрос о границах человеческого при появлении искусственного интеллекта. Мне тревожно, что церковь может окропить робота и АЭС святой водой, но в современном богословии нет ни антропологического догмата, ни принципов единого мира с Богом, людьми и искусственным интеллектом. А то по условной транзитивности напрашивается вывод, что взрослость в этом мире как раз и определяется возможностью запрограммировать робота или совершить со-программирование мира.  

Света: Я – к выводам! Возможно, сейчас мы наблюдаем "взрывное" возникновение новых мифологий – как одновременная фиксация  существующего и будущего опыта повседневных практик…

Лена: Наша группа в некотором роде – сценарная и прогностическая, а значит именующая или объясняющая будущее, а одновременность прошлого и будущего фиксировали Никитин и Чудновский в концепции "рядом" – не уничтожение старого, а выращивание иного рядом.

Света: Я вижу сегментирование населения планеты по "старым новым" принципам: в зависимости от принадлежности к определенной профессии, по образу мышления; по ведущим ценностям и отсюда – по принципам взаимоотношения с технологиями; и по новым – по базовому ответу на вопрос "что значит для меня быть человеком?" – с подробной проработкой соответствующих практик, вплоть до их сакрализации.

Предвижу появление отдельного класса профессий – так называемых "толмачей", которые занимаются переводом с субкультурного на субкультурный; вместе с тем – увеличение количества локальных конфликтов, поиск некой объединяющей "платформы" как стабилизирующей.

Лена: Здесь перечислено много всего, мне важно про сакрализацию и про иные таинства человеческого, в верующем братстве есть очень личные состояния присоединения друг к другу, но в мир это не выносится, и в социуме насаждается что-то вроде коллективизма, а это слова. Второе важное – это платформа, на чем договорятся правые с левыми, атеисты с верующими, роботы с людьми, старики с младенцами…

Света: Мне кажется, востребована концепция, может быть, литературная, описывающая этапы жизни человека целиком, от рождения до смерти, и за смертью и пусть это будет и богословский, и научный взгляд…

Лена: Это вызов, который ждет своего ответа. Война и мир, маги и маглы, темные и светлые силы, наука и вера уже описаны… А что же управляющее третье?

 

Участники беседы: Елена Переслегина, Светлана Калинина.

Добавить комментарий